СУДЬБА «ПИРАМИДЫ»
Итак, её тоже хотят снести.
Дюжину дней назад начался снос незаконных построек, а по сути - борьба с малым бизнесом.
Гигантские кучи мусора около станций метро - 97 павильонов канули в лету - и исчезнувшие вместе с ними рабочие места.
Более сотни предпринимателей приняли участие в церемонии прощания с малым и средним бизнесом Москвы.
Импровизированные поминки состоялись возле здания Департамента торговли и услуг - ведомства, которое инициировало массовый снос торговых павильонов в ночь на 9 февраля. Люди с траурными лентами принесли цветы, свечи и фотографии снесённых объектов к импровизированному мемориалу, расположившемуся перед зданием Департамента. Процессия растянулась на всю улицу и вызвала сочувствие у прохожих.
По словам организаторов, произошедшие события иначе как расправой над бизнесом назвать нельзя: многочисленные видео фиксировали, как сотрудники столичных ГБУ с помощью тяжёлой техники без предупреждения и предъявления каких-либо документов рушили постройки вместе с находящимися внутри людьми и оборудованием.
По мнению Главы Ассоциации владельцев недвижимости Владимира Капустина, демонтаж стал продолжением давней борьбы городских властей с мелкорозничной торговлей. Начало ей было положено в феврале 2015 года, когда в Москве вступил в силу мораторий на перевод помещений из жилого фонда в нежилой: «Всё, что делают московские власти - они делают, якобы, в интересах москвичей. "В интересах москвичей" сносят существующую торговую инфраструктуру шаговой доступности, сохраняя мораторий на открытие новых объектов на первых этажах жилых домов».
Капустин попросил не забывать, что собственники снесенных павильонов - это точно такие же москвичи, которые как и все мы, желают видеть свой город ухоженным и красивым. Именно поэтому, оформляя документы на собственность, они проходили все согласования и открывали свой бизнес после получения одобрения столичного правительства: «Если одни чиновники в Мэрии считают, что предприниматели имеют право вести свой бизнес, а другие - нет, то либо надо сажать чиновников, которые прежде выдавали им документы, либо сносить объекты строго по решению суда с выплатой соответствующих компенсаций». И отметил, что Москва в последние годы делает всё для уничтожения частного предпринимательства: до принятия моратория на перевод помещений из жилого фонда в нежилой, ежегодно в 500-600 жилых помещениях, расположенных на первых этажах московских домов, открывались магазины, аптеки, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды и иные объекты социальной инфраструктуры шаговой доступности. «Эта борьба продолжилась сносом торговых павильонов в самых проходных местах города и, по данным ряда СМИ, власти планируют сносить их и дальше. Эти действия не только нарушают конкретные статьи Гражданского и жилищного кодекса, но и явно играют на руку крупным торговым сетям, способным "радовать" отдельных чиновников в высоких кабинетах».
Попал под колесо истории и торговый центр «Пирамида» на Тверской улице - его тоже признали «самостроем».
Его судьба интересовала юзеров Сети и после первой «ночи длинных ковшей». Выяснилось, что его будут сносить аккурат к мужскому празднику. В эту пятницу арендаторы покинули здание своего уже бывшеготоргового центра. Владелец строения согласился самостоятельно его снести. Установленный властями срок — 22 февраля.
ФГУП «Управление делами президента», которому принадлежит подземный комплекс «Тверской пассаж», тоже выступало против, полагая, что снос «Пирамиды», часть которой надстроена над «Тверским пассажем», угрожает конструкциям станции метрополитена и пассажирам. Но Арбитражный суд Москвы отказался наложить обеспечительные меры, запрещающие снос здания. Один из входов на станцию метро «Пушкинская» - где был вход в мои «Известия» - на время проведения работ по демонтажу закроют. Представители подземки заверяют, что на время сноса «организуют технический надзор за ходом выполнения работ и состоянием инфраструктуры метро».
А ведь я в какой-то мере причастен к появлению этой самой «Пирамиды».
Когда-то свято место было действительно пусто. И площадь была пуста, и даже часть первого этажа «Известий» тоже была пуста - там была галерея, в витринах были карикатуры на поджигателей войны и фоторепортажи из жизни стран победившего социализма. Потом, в перестройку, там появились первые уличные музыканты, игравшие «Сан-Луи», а крикатуры были уже на Сталина и Брежнева. И там же были первые митинги за демократию - подчас весьма энергичные и небезопасные. Через улицу, около кафе «Лира», на месте которого сейчас McDonald's, в августе 1988 года я наблюдал боевое кещение только что созданного ОМОНа.
Совок рухнул (ну, тогда так казалось). Около «Известий» возник какой-то восточный базар. Только там ничего не продавали - просто стояли южные люди люди в модных тогда оранжевых кожанках и громко говорили на своих языках.
Я тогда работал в МК и в феврале 1993 года взял одно из первых больших интервью у Лужкова. Он тогда ещё и года в мэрском кресле не сидел. И в частности сказал ему: «Ну что это такое на Пушкинской? Какой-то Багдад. Только верблюдов не хватает!» И какое-то время спустя это место и впрямь изменилось.
Так что на эту «Пирамиду» я всегда смотрел как и на своё отчасти детище.
И вот - последние её денёчки.
«Сорок веков смотрят на вас!» - говорил своим солдатам Наполеон, стоя у египетских пирамид. Ну, тут срок поменьше - смотрят (пока ещё смотрят) на нас двадцать пореформенных лет. Снос московских павильонов - это как ревизия этих лет, суд над ними и приговор, быстро приведённый в исполнение. Не зря же Собянин, высказываясь по этому вопросу, перешёл с уничтоженных ларьков аж на «историческое наследие», которое «не продаётся».
В том моём давнем интервью Лужков тоже проговорился. Сказал: «Кто управляет Москвой - тот контролирует ситацию в стране». Потом-то он много раз пытался подавать в суд на тех, кто «обвинял» его в президентских амбициях. На меня не подавал. Хотя уже спустя пару лет - в 1995 году - я был одним из немногих журналистов, мэра критиковавших. Большинство же работников СМИ и прочих деятелей культуры Лужков - как «управляющий Москвой» - влёгкую приватизировал. Осанну ему только ленивый не пел - хотя все проблемы были видны невооружённым глазом. Поэтому, когда Лужкова спустя всего пянадцать лет таки отправили в отставку - с формулировкой «утратил доверие» - для меня это выглядело как «ты уже напользовался - дай другим».
Защищая снос павильонов, власть говорит об их криминальной истории, вспоминает, что когда-то это место захватили некие криминальные авторитеты (давно уже убиенные другими криминальными авторитетами), что кто-то за право построить давал взятки чиновникам. Будто сейчас взяток не берут. И не вымогают. Будто весь остальной бизнес в стране, не ларёчный, а, допустим, нефтяной - идеально чист. Как в старом анекдоте - «зачем же начинать с парикмахерской?»
Власть говорит, что была там вокруг антисанитария. Ой ли? Речь же не о пивных ларьках в самом деле идёт - стояли большие здание, там были серьёзные рестораны, представители солидных «сетей». В той же «Пирамиде» - не шаурма какая-нибудь, а сплошная парфюмерия. И вообще - частники вокруг себя убирают. Тот же первый McDonald's долгое время был самым чистым местом постперестроечной столицы. Потому что - на себя работают.
И вот этот бизнес и прикрывают.
Продавал человек газеты, духи, бутерброды - и думать не думал, что его рабочее место появилось, потому что много лет назад якобы была дадена взятка. Потом менялись президенты, мэры, префекты и прочие замечательные мужи, менялось законодательство- и вот сейчас он этого рабочего места лишается. В кризис.
Если уж говорить о «законности» вкупе с «историческим наследием», то вообще вся нынешняя власть сама незаконна. Законно было самодержавие - а всё, что имело место потом, от Временного правительства до Постоянного президента - именно что «самозахват». Вожди, генсеки, гаранты Конституции - я к ним отношусь по-разному, но по большому счёту чужое место они занимают. Вот вызвать кого-то из рассыпанныз по загранице Романовых - и будем на законных основаниях слушать.
Но «Пирамиду» снесут раньше.
Михаил ГУРЕВИЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий